На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

salekhard.online

11 подписчиков

Свежие комментарии

  • Николай
    Новая кучка беспредельщиков и коррупционеровПрисяга на вернос...
  • Людмила Лепаева
    Сам купил и передал? Хорошо что не оставил для своих депутатовГлава региона пер...
  • Бендер Задунайский
    Так ведь снова ГАИ !Поздравление губе...

Литературное творчество и образ народа

Книжная полка

В Салехарде вышло в свет уникальное двухтомное издание «Араң, монщаң, потраң ёх» – антология литературы народа ханты, которую создала за три года ямальская писательница и общественный деятель Зинаида Лонгортова (на фото).

 Издание – единственное в России, где впервые представлена литературная летопись народа ханты, малочисленного народа Севера Западной Сибири.

Читателя впечатлят два тома энциклопедического формата, где на 1 400 страницах представлено творчество ста пяти авторов из двух национальных (автономных) округов: Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского. Такое объединение авторов представляет единый образ хантыйского народа без диалектных различий, не играющих существенной роли, это также даёт серьёзный материал для изучения академической наукой национальных литератур малочисленных народов Севера.

В двухтомнике автору сопутствует его биографический очерк, на страницах есть сноски на мало или редко встречающиеся слова хантыйского языка; издание двуязычное: часть материалов дана на хантыйском языке без русского перевода или с ним, часть – на русском языке, что демонстрирует читателю образ строя хантыйского языка и образ его слова уже на русском, сохраняя прелесть языка оригинала.

Первый том издания – фольклор народа ханты. В книгу вошло 130 мифов и легенд в обработке 46 сказителей и литераторов, среди них – наши современники Майя Неттина («Сказание о Казымской богине»), Роман Ругин («Легенда о Казым-Най»), Илья Лонгортов («Золотой Бог-­Отец»), Леонтий Тарагупта («Пословский причал»), Варвара Хартаганова («Легенда о Соръёхан ёх») и многие другие. Кстати, многие мифы и легенды – прекрасная основа для создания новых литературных образов или этнических фэйри – волшебных историй.

В целом хантыйский миф в книге даёт возможность проникнуть в удалённые времена и узнать явления материальной и духовной культуры народа, которую он пронёс через века. В фольклоре сохранена древняя история ханты, а академик В. Пропп писал, что «с историей тесно связаны национальная культура и национальные особенности каждого народа…».

Во второй том вошли произведения 59 авторов ханты из наших округов. В книге есть и новые писатели, и хорошо известные, такие как Роман Ругин, Еремей Айпин, и забытые авторы середины прошлого века. Среди них, например, Григорий Лазарев, Микуль Шульгин, Пётр Хатанзеев – ему в этом году 130 лет со дня рождения. В томе впервые представлено поэтическое наследие Прокопия Салтыкова – 32 стихотворения на русском и хантыйском языках. Салтыкову в этом году 90 лет со дня рождения, его творчество мало изучено, опубликованные стихи – ключ к его миропониманию. 

В сборнике через литературу представлены трагические события 30–40 годов прошлого века, обнажённой болью звучат строки стихотворения «Невиновен» Вячеслава Кондина, повести Татьяны Молдановой «Средний мир Анны из Маланга», в них с использованием элементов традиционного мифа говорится о трагедиях минувшего. Есть в антологии блистательная серия «Рассказов старого ханты» Алексея Сенгепова, это глубоко патриотичный цикл о жизни и судьбе человека.

В целом во втором томе доминируют поэтические произведения, они идут из традиции ещё устного фольклора, который существовал с древних времён, поэтическое слово – более динамично для читателя и слушателя. Главной темой стали традиционные отношения человека и природы, что звучат в творчестве Романа Ругина, Прокопия Салтыкова, Дмитрия Кельчина, Геннадия Кельчина, Зинаиды Лонгортовой, Аллы Посоховой, Елены Ермаковой, Микуля Шульгина и других авторов. В их произведениях нет разделения и тем более противостояния человека и породившей его природы, нет темы её покорения, они – человек и природа – едины в своём бытии, и природа-мать всегда поможет человеку. Это главная литературная особенность писателей и поэтов ханты. У авторов языческое обожествление и понимание природы. Именно язычество – духовная и нравственная основа народа, вошедшая в литературу. Божественное для ханты – элемент повседневности: приношение жертв духам-хранителям очага на случай охоты или свадьбы. Божественное выступает как утилитарное, и в этом его ценность для народа и литературы ханты.

Антология мифа, поэзии и прозы ханты Зинаиды Лонгортовой – это великолепное литературное пособие, по нему можно знакомить читателей с историей, культурой и жизнью древнего народа Западной Сибири. Сегодня много говорят о возрождении национальных литератур народов Севера, в этом направлении Зинаидой Лонгортовой сделан огромный шаг по её собственной инициативе практически в одиночку, без чьей-либо помощи. Этот огромный труд ещё будут анализировать литературоведы, так как в нём представлен литературный срез творчества народа минимум за сто лет, со времени создания письменности, но по историческим реалиям, зафиксированным в текстах, – это и наша современность, и далёкие времена прошедших эпох.

Читай, смотри и слушай наши новости на медиаплощадках:

ВКонтакте

Telegram

YouTube

Яндекс.Дзен

RuTube

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх